История школы
Уже порядком больше сотни лет
Наш школьный храм ворота открывает
И Мошу неустанно украшает
И смотрит в озеро на собственный портрет.
И нету зданья краше на селе,
И нету стен светлей и благородней.
Посмотришь на неё, вздохнёшь свободней
И поневоле вспомнишь о добре.
(Анна Титова, выпускница 2007 года)
1. Школа до революции.
18 мая 1896 года волостной сход крестьян Фатьяновской волости по заявлению крестьянина Василия Матвеевича Дойкова постановил: «Имея в виду все удобства к открытию в Мошинском приходе второклассной церковно-приходской школы и ту пользу, которую, несомненно, могут получить от нее дети крестьян нашей многочисленной Фатьяновской волости и рядом с нею Воезерской, просить Каргопольское уездное отделение Олонецкого Епархиального Училищного Совета устроить в нашем Мошинском приходе второклассную церковно-приходскую школу, для чего мы, крестьяне, жертвуем: необходимое по смете количество сосновых бревен, камня, глины, песку и участок земли в количестве 3-х десятин, принадлежащих всей Фатьяновской волости на берегу Мошинского («Никольского») озера».
30 декабря 1896 года Синод сообщает Каргопольскому уездному Отделению Олонецкого Епархиального Училищного Совета:
1. Разрешить с начала 1897 года открытие Мошинской второклассной церковно-приходской школы во временном наемном помещении с ежегодным ассигнованием на ее содержание по 1500 рублей.
2. Отпустить на содержание означенной школы в 1897 году 1500 рублей с тем, чтобы остатки от этой суммы были употреблены на наем помещения для сей школы, на обзаведение оной классными и хозяйственными принадлежностями.
3. Предоставить в возможной скорости план и смету на постройку собственного здания для Мошинской второклассной церковно-приходской школы. Просьба крестьян Фатьяновской волости была удовлетворена.
1 августа 1897 года Мошинская второклассная церковно-приходская школа была открыта.
Первым учителем был Николай Федорович Покровский, в дальнейшем старший учитель, математик, вторым – Александр Владимирович Ильинский. В 1899 году Совет школы пригласил третьего учителя – Ивана Григорьева, а для уроков труда – Александра Громова.
Ученический коллектив
В состав ученического коллектива школы входили дети крестьян (мальчики) не только Фатьяновской и Воезерской волостей, как об этом мечтали крестьяне – инициаторы открытия школы, но и других волостей: Андреевской, Большесторонской, уездного города Каргополя и окружающих его волостей. Были дети и из соседнего Пудожского уезда. Желающих было много. Поступающие должны были иметь Свидетельства об окончании начальной школы и документ о семейном положении, выдержать приемные экзамены. Часть учащихся из беднейших крестьян, успешно выдержавших приемные экзамены, брали на «казенный кошт», т.е. их кормили и помещали в общежитие.
Чему учила старая школа
Основной, самый главный предмет, изучаемый в школе – «Закон Божий», поглощавший у учащихся много усилий, энергии и времени на бессмысленную его зубрежку.
Славянский язык (чтение, перевод, синтаксис) – этот предмет преподавался в школе с целью научить учащихся к практическому участию их в ведении богослужения в церкви. Некоторые из окончивших школу в дальнейшем шли этим путем: поступали в псаломщики и двигались по этой иерархической лестнице выше.
Хорошо было поставлено в школе изучение русского языка и родной литературы. Большинство воспитанников школы умело правильно каллиграфически, орфографически и стилистически писать.
Школьный хор кроме церковных песнопений исполнял русские и украинские народные песни. Работал музыкальный кружок (игра на скрипках).
После окончания школы учащимся, успешно выдержавшим выпускные экзамены, вручалось Свидетельство и лучшим из них – Похвальный лист. В Свидетельстве указывалось, что предъявителю его присваивается звание «учитель школы грамоты».
Тяжела была учеба в старой школе! Плохое питание, суровая дисциплина, одуряющая атмосфера нудных церковных и школьных молитв и богослужений. – все это тяжелым бременем угнетало психику учащихся, вредно отзывалось на здоровье. Но тяга к свету, к просвещению, желание учиться и «выйти в люди» – выносила все трудности.
2. Школа после революции
В 1918 году Мошинская второклассная церковно-приходская школа перестала существовать: она была преобразована в школу 2-й ступени.
Школа 2-й ступени широко открыла свои двери для всей советской детворы. В ней стали учиться и мальчики, и девочки. Связь школы с церковью была порвана: церковь декретом советской власти была отделена от государства.
Из учебной программы школы выпали ненужные предметы: закон Божий, славянский язык. Появились новые интересные и нужные предметы: алгебра, немецкий язык.
В 1922 году закончилась гражданская война. Страна приступила к мирному строительству. Перед ней встали огромные задачи: индустриализация страны и коллективизация ее сельского хозяйства. В соответствии с этими задачами менялись задачи и роль советской школы в деле воспитания и образования подрастающего поколения.
В 1922 году школа преобразуется в школу семилетку, а потом в ШКМ.
В 1936 году Мошинская ШКМ преобразуется в Мошинскую среднюю школу. Количество учащихся увеличивается. Соответственно этому росту растет и педагогический коллектив.
3. Шернинская 8-летняя школа
Шернинская начальная школа была организована в самом конце XIX века. Первые годы существования она находилась в разных деревнях: д. Шернинская в доме Яковлевых, затем д. Ивашково в доме Шенбиных, размещалась она в д. Дровневская в д. Кувшиниха, снова была в д. Шернинская. В 30-е годы, в пору раскулачивания, в д. Вахромеиха был отдан под школу дом купцов Дойковых, а название за школой так и осталось – Шернинская.
До 1942 года она была начальной, затем семилетней, и в 1959 году – восьмилетней школой. Шернинская школа во все периоды своего существования имела славные традиции, занимала ведущее место в общественно значимой жизни села и района и заслужила достойную историю.
С 1 сентября 1989 года были объединены Мошинская средняя и Шернинская восьмилетняя школы в связи со строительством нового здания Мошинской средней школы в д. Макаровская.
4. Современная школа
1 сентября 1990 года наши учителя и ученики встретили в светлых и просторных классах новой 3-х этажной школы. 326 учеников сели за новые парты, 36 педагогов стали их наставниками.
Для организации разносторонней, интересной, творческой жизни коллектива школы, для успешного проведения эксперимента создана хорошая материальная база.